Ақмола облысы денсаулық сақтау басқармасының жанындағы
ҚАЗ
RU
Меню
Главная Ата-аналарға арналған ақпарат Рекомендации по предупреждению автодорожных травм

Рекомендации по предупреждению автодорожных травм

Проблема

Ежегодно в мире в автокатастрофах погибают 400 тысяч человек, 12 миллионов получают травмы. В России каждый год на автомобильных дорогах погибают около 40 тысяч человек и 260 тысяч получают увечья: причем половина пострадавших становятся инвалидами или преждевременно умирают.

Автодорожные травмы чаше всего получают мужчины в возрасте 15-24 лет. Эта возрастная группа имеет самый высокий уровень смертности, составляя треть всех зафиксированных смертей в результате дорожных аварий. На долю пожилых водителей приходится всего лишь 10% смертельных случаев, поскольку они садятся за руль значительно реже по сравнению с молодыми людьми.

Наносимый вред, механизмы, последствия

Три важнейших фактора, которые увеличивают вероятность роста травматизма по причине автодорожных аварий, связаны с вождением транспортных средств и поведением на дороге.

Первый фактор: когда водитель находится в состоянии опьянения. Помимо своей роли как фактора риска, обусловливающего автокатастрофы, алкогольное опьянение увеличивает опасность гибели или получения травм во время или после аварии, оно может помешать водителю в нужный момент покинуть автомобиль. Находившиеся в состоянии алкогольного опьянения пострадавшие при получении тяжелых травм головного мозга, оказывается, дольше остаются госпитализированными и страдают более устойчивыми неврологическими расстройствами, по сравнению с трезвыми водителями. Интоксикация другими наркотическими средствами, помимо алкоголя, такими, как бензодиазепины, наркотики, амфетамины, барбитураты, кокаин и марихуана, также была доказательно зафиксирована у жертв автокатастроф. Было подсчитано, однако, что приблизительно 10-20% автодорожных аварий были вызваны употреблением наркотиков, а не алкоголя.

Второй фактор: отказ от использования средств безопасности (например, ремней безопасности, специальных детских сидений). Использование средств безопасности снижает риск получения травм в автокатастрофах на 40-50%. Эффективность ремней безопасности была доказана в различных исследованиях, включающих и научные эксперименты (с использованием добровольцев, человекообразных кукол, манекенов для крушений во время аварий), и послеаварийное сравнение травм, полученных пристегнутыми и не пристегнутыми водителями, а также выводы аналитиков после разбора катастроф.

Третий фактор: поведение пешехода на дороге. Пешеходам, особенно живущим в городе, необходимо помнить, что когда они делают первый шаг на проезжую часть дороги, то вступают в зону смертельной опасности. В этой зоне необходимо предельно сосредоточить внимание. Анализ поведения пешеходов, погибших не по вине водителя, показывает, что наибольшую опасность на дороге представляет ситуация "закрытого объекта". Самая опасная - это ситуация стоящего автомобиля (автобуса, троллейбуса), из-за него пешеход не видит объезжающий или идущий навстречу автомобиль и попадает под него, поскольку в ситуации "закрытого объекта" водитель также замечает пешехода только в последний момент, когда остановить машину уже не возможно. К аналогичным ситуациям относится поворот дороги, из-за которого внезапно выезжает автомобиль, а также кустарники, загораживающие проезжую часть. Следует рекомендовать пешеходам, переходя дорогу, предварительно отходить от стоящего на ней автомобиля или автобуса на 15-20 метров, расширяя, таким образом, для себя и водителей зрительный обзор.

Что можно изменить при воздействии на этот фактор?

На основе исследований было доказано, что при правильном использовании поясного и плечевого ремней риск получить травмы от умеренных до серьезных может быть снижен для едущих на передних сиденьях на 45-55%, что приведет к снижению уровня смертности на 40-45%. Известно, что детские сиденья могут уменьшить уровень тяжелых травм на 67% и смертности - на 71%. Воспользовавшись шлемом, человек, ведущий мотоцикл, или пассажир, защищают себя от получения травмы или смертельного исхода от травмы головы в случае аварии. (А ежегодно в мире от черепно-мозговой травмы (ЧМТ) погибает 1,5 млн. человек, а 2,4 млн. становятся инвалидами; частота встречаемости ЧМТ в среднем составляет 3-4 на 1000 населения.) Среди мотоциклистов, пользующихся шлемами, уровень травматизма головы уменьшается на 75%.

Всем людям необходимо настоятельно советовать пользоваться средствами обеспечения безопасности (например, ремнями безопасности и специальными сиденьями для детей) самим и заставлять других делать это же: одевать шлемы при езде на мотоциклах и воздерживаться от пользования средствами передвижения в случае приема алкоголя или наркотических средств.

Меры воздействия

В целях уменьшения дорожного травматизма необходимо в устной форме или с использованием средств наглядной агитации выполнять следующие рекомендации:

- регулярно призывать своих знакомых пользоваться ремнями безопасности во всех случаях, когда они управляют автомобилем или сами являются пассажирами;

- призывать водителей, которые перевозят младенцев и грудных детей, непременно устанавливать детские сиденья федерального образца, постоянно использовать их в соответствии с инструкциями изготовителя и размерами ребенка;

- призывать водителей автотранспорта приучать пользоваться ремнями безопасности детей;

- рекомендовать тем, кто ездит на мотоцикле или ведет его, обязательно надевать защитный шлем;

- предупредить всех пациентов об опасности управления автотранспортом в нетрезвом состоянии или под влиянием наркотиков, а также об опасности езды на автомобиле, за рулем которого находится кто-либо в подобном состоянии;

- поощрять отказ от употребления спиртного молодыми людьми, которым предстоит поездка на машине, а в кругу семьи надо обсуждать варианты возвращения домой молодых людей из общественных мероприятий, где возможно употребление алкоголя, иными путями, нежели автомобиль.

Подобные консультации имеют огромное значение для тех, кто находится в группе повышенного риска дорожного травматизма: для молодых людей, имеющих небольшой опыт вождения, лиц, употребляющих алкоголь и другие наркотические средства, и лиц с медицинскими отклонениями, которые способны отрицательно повлиять на безопасность движения.

Имеются веские основания считать, что те, кто пользуются средствами безопасности или избегают ездить в нетрезвом виде, находятся в значительно меньшей опасности получить травму или смерть в результате автокатастрофы. Меньше доводов за то, что консультации клиницистов о соблюдении этих мер влияют на изменение поведения пассажиров или водителей. Однако, ввиду того, что дорожный травматизм представляет собой ведущую причину смертности в РФ и потенциальной смертности, даже скромные по своей эффективности влияния врачей могут оказать большое воздействие на состояние здоровья населения.

Механизмы поддержки

Другие меры, которые подтверждают мотивацию водителей соблюдать меры безопасности на дорогах и прибегать к помощи ремней безопасности, это:

- методы социальной рекламы (стендовая реклама в поликлинике, регулярная информация в СМИ);

- штрафные санкции ГИБДД.

Часто задаваемый вопрос

Для чего нужны детские автомобильные сиденья?

Правила дорожного движения предусматривают, что на задних сидениях дети до 12 лет должны быть пристегнуты ремнями и сидеть либо в детских сидениях, либо "в иных средствах", которыми могут быть и простые подушки: надувные, поролоновые, приподнимающие ребенка так, чтобы штатные ремни проходили не по его шее, а как у взрослого - по груди. Из-под "взрослых" ремней при ДТП дети выскальзывают.

Детские автомобильные сидения снижают травматизм и смертность детей на 70-80%, и в цивилизованных странах ими пользуются уже на протяжении 30 лет.

Назначение детских автокресел - удерживать ребенка в безопасном положении в случае столкновения, экстремального торможения или резкого маневра. Ту же роль выполняют и "взрослые" ремни безопасности, о необходимости использования которых уже никто не спорит. Важно: если даже посадить ребенка на заднее сиденье или держать его на руках, это не обеспечит достаточного уровня безопасности.

Политика конфиденциальности