Антикоррупционная политика
2018 год сыграл существенное значение в истории становления и развития антикоррупционной политики Казахстана.
Новым трендом антикоррупционной деятельности стало внедрение проектного подхода и инновационных методов антикоррупционного противостояния, которым дана высокая оценка Главой государства.
В результате повсеместного внедрения проектного подхода, интерактивных антикоррупционных инструментов обеспечена прозрачность и гласность исполнения ряда коррупционно-уязвимых функций. Созданы совершенно новые каналы коммуникации граждан, представителей бизнеса с государством и их вовлечения в процесс антикоррупционного противостояния.
Внедрение инновационных форматов процесса оказания государственных услуг, увеличило их доступность и качество предоставления, существенно выросли количественные показатели оказанных электронных услуг, расширилось участие общественности в мониторинге и контроле данной сферы.
Важные антикоррупционные меры получили правовое закрепление посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, законодательства в сферах оказания государственных услуг, дерегулирования бизнеса, государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора, тарифообразования и здравоохранения.
Масштабная оптимизация контрольно-разрешительных функций позволила значительно снизить административные барьеры для субъектов бизнеса.
2018 год отмечен важными событиями и результатами в вопросах сотрудничества Казахстана с международными организациями в сфере противодействия коррупции.
Активное внедрение и применение передовых и эффективных инструментов в системе противодействия коррупции позволило не только сохранить свои позиции в международных рейтингах, но и показать лучшие результаты в центрально-азиатском регионе, укрепив региональное лидерство в антикорруционных реформах.
Вместе с тем, коренной перелом в борьбе с коррупцией возможен только в случае принятия ряда широко применяемых в развитых странах мер.
В этой связи, предлагается рассмотреть вопросы:
- установления ответственности за незаконное обогащение, обещание и предложение взятки;
- введения института юридических лиц публичного права;
- введения страхования ответственности предпринимателей взамен государственного контроля, с упразднением или кардинальным сокращеием контролирующих структур;
- присоединения к Группе государств против коррупции Совета Европы (греко);
- введения проверки государственных служащих на добропорядочность;
- детальной регламентации в законодательстве положений о защите лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях;
- введения дифференцированной системы поощрения граждан, сообщивших о фактах коррупционных правонарушений или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции;
- установления персональной ответственности руководителей в случае совершения коррупционных правонарушений их подчиненными;
- придания обязательного характера рекомендациям, вносимым по итогам внешнего анализа коррупционных рисков, с установлением дисциплинарной ответственности за непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
- определения уполномоченного государственного органа в области доступа к информации и его компетенцию.
- максимального внедрения проактивного формата взаимодействия государства с населением и бизнесом путем перехода к принципу «одного заявления» в рамках жизненного цикла процедуры;
- внедрение механизма учета информационных запросов граждан;
- распространения «Интерактивной карты общественного контроля» во всех регионах страны;
- подключения максимального количества государственных органов к системе «Цифровой агент»;
- сокращения сроков оказания государственных услуг в рамках обеспечения конкурентоспособности казахстанской экономики;
- дальнейшей реализации проекта «Регионы, свободные от коррупции», предусматривающего:
- внедрение принципа клиентоориентированности в деятельность государственных органов;
- создание безбарьерной среды;
- культивирование антикоррупционных ценностей в сознании граждан;
- распространение «партиципарного» бюджетирования (непосредственное участие населения в формировании бюджета).